Правительство поддержало идею компенсаций пострадавшим от санкций
Правительство Российской Федерации поддерживает с оговорками законопроект, который гарантирует российским гражданам и юридическим лицам компенсацию из средств федерального бюджета имущественного вреда, причинённого решениями суда иностранного государства, противоречащими общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ. Западные санкции в основном нацелены на крупнейшие банки и нефтяные компании РФ.
Законопроектом предлагается в целях защиты законных прав российских граждан и интересов российских юридических лиц установить, что Российская Федерация гарантирует российским гражданам и юридическим лицам компенсацию из средств федерального бюджета имущественного вреда, причинённого решениями суда иностранного государства, противоречащими общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок”» внесён депутатом Государственной Думы В.А.Поневежским.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается в целях защиты законных прав российских граждан и интересов российских юридических лиц установить, что Российская Федерация гарантирует российским гражданам и юридическим лицам компенсацию из средств федерального бюджета имущественного вреда, причинённого решениями суда иностранного государства, противоречащими общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
На законопроект Правительством Российской Федерации было дано заключение от 23 июня 2014 года №3852п-П4, в соответствии с которым законопроект не был поддержан.
Вместе с тем, принимая во внимание участившиеся случаи введения отдельными иностранными государствами ограничений на осуществление гражданами и юридическими лицами Российской Федерации прав собственника в отношении имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и принадлежащего гражданам и юридическим лицам Российской Федерации, вопрос защиты имущественных интересов, возникших вследствие таких действий, заслуживает внимания.
Указанные действия будут обеспечивать практическую реализацию положения статьи 61 Конституции Российской Федерации, гарантирующей гражданам Российской Федерации защиту и покровительство за пределами страны.
Также необходимо отметить, что правоотношения, регулируемые законопроектом в представленной редакции, не являются предметом регулирования Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Кроме того, в представленной концепции законопроект не в полной мере решает задачи защиты прав и законных интересов российских граждан и юридических лиц, в частности, по возмещению им убытков, причинённых в условиях применения экономических санкций.
Представляется, что защита экономических интересов российских граждан и юридических лиц может быть осуществлена посредством оказания им юридической помощи в устранении ограничений на осуществление прав собственника в отношении их имущества, находящегося за пределами Российской Федерации. Одновременно указанные граждане и юридические лица должны иметь право на компенсацию убытков, причинённых в результате действий государственных органов и должностных лиц страны нахождения имущества, за счёт средств федерального бюджета.
При этом необходимо предусмотреть порядок расчёта такой компенсации и условия её выплаты (например, уменьшение её размера при непринятии мер в период действия санкций по уменьшению размера убытков, установление предельных размеров компенсации для физических и юридических лиц и так далее). В случае осуществления выплаты компенсации Российская Федерация приобретает право требовать возмещение причинённых убытков.
Кроме того, отмечаем, что введение ограничений в отношении имущества может осуществляться не только посредством решения иностранного суда, но и по решению иных компетентных органов и должностных лиц.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению.