Страсти по сурими/ от Максима Трало

Сохранено: Максим Трало in Маркетинг

Tagged in: Untagged 

Максим Трало

 

 

Рынок сурими-продуктов, который в России в основном представлен крабовыми палочками, в 2014 году ожидает стагнация. Причиной этому стало желание потребителей разнообразить свое рыбное меню. Впрочем, производителей в наступившем году должен волновать не только спад интереса к готовой продукции. В России практически нет компаний, способных в промышленных масштабах производить само сурими.

Следует пояснить, что сурими  - это белковая масса, изготовленная из рыбных тушек. При чем процесс производства высокотехнологичен – на качество конечного продукта влияют многие факторы, вплоть до разницы в градус в температуре используемой воды. И если вопрос строгого соблюдения технологии и отпугивает некоторые компании, то проблемы организации стабильных поставок рыбы заставляют большинство организаций отказываться от идеи изготовления сурими.

Отечественные поставщики не в состоянии полностью удовлетворить потребности производителей. Это связано и с нестабильным качеством предлагаемой рыбы и с ее высокой стоимостью. Но, пожалуй, основной проблемой остается дороговизна портовых обработок и бюрократические препоны. Многим рыбодобывающим компаниям проще продавать рыбу сразу за границу, даже без захода в российские гавани.

На этом фоне производителям крабовых палочек, гораздо легче сразу завести в страну уже готовое, замороженное сурими, и заняться лишь его обработкой. Отечественное происхождение имеют практически 90% крабовых палочек. При этом в России есть только один производитель полного цикла, который изготавливает и само сырье, и конечный продукт – «Карельский Комбинат».

К проблемам рынка в 2013 году добавилось и сокращение объемов продаж крабовых палочек. У потребителей появилась возможность расширить рыбное меню за счет других категорий морских продуктов: креветок, кальмаров и т.д.

При этом альтернативные сурими-продукты, такие как дим-самы, фиш-болы, распространенные в Азии, у отечественных покупателей пока не столь популярны. И если на Востоке их потребление превышает миллион тонн в год, то в России сурими-продукты занимают незначительную часть в общем объеме.

Несмотря на то, что многие потребители все чаще отдают предпочтение замороженным морепродуктам, крабовые палочки по-прежнему остаются востребованными. Крепкие позиции обусловлены низкой розничной стоимостью. Тенденция отказа от сурими-продуктов, бесспорно, существует, но относится скорее к крупным мегаполисам с высоким уровнем дохода. И именно поэтому расстановка сил на рынке производителей крабовых палочек в ближайшее время не изменится.

Так, главными игроками отрасли в России остаются 3 компании. Основную долю на рынке – около 40% - занимает литовская ГП  «Вичюнай», представленная торговой маркой VICI. Несмотря на свою прибалтийскую родословную основные производственные мощности компания расположила в Калининграде.

В тройку лидеров вошли и полностью отечественные производители: Карельский комбинат с 20% долей на рынке, и РОК-1 также с 20%. Остальные производителей, такие как «Санта-Бремор», «Меридиан» и «Альбатрос», делят между собой оставшиеся 10%.

Производственные показатели рынка сурими-продуктов продемонстрировали в 2013 году небольшое снижение, в пределах 10%. Так, ГК «Вичунай» выпустили порядка 30000 тысяч тонн сурими-продуктов, Рок-1 – 15500 тысяч тонн, «Карельский Комбинат» - 15000 тысяч тонн, общим объем продукции остальных игроков составляет порядка 15000 тысяч тонн.

Несмотря на пока стабильные показатели, производителям вряд ли стоит надеяться на увеличение объемов выпуска продукции. А получение прибыли станет вопросом поиска компромисса между качеством и стоимостью.

Однако и здесь не все так просто. На фоне общего снижения интереса потребителей к крабовым палочкам эксперименты с качеством могут обернуться значительным падением продаж. А соответственно удержание стабильно высокого уровня продукции при сокращении издержек является главной целью производителей на будущий год. При этом добиться таких показателей возможно лишь при наличии собственной независимой сырьевой базы, а эту задачу решить смогут далеко не все игроки рынка.

 

 

Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
smaller | bigger

busy