Снижение аппетита
И такую картину наблюдает уже три месяца подряд. При этом наблюдается существенное снижение потребления продуктов питания и существенный рост покупок непродовольственных товаров повседневного спроса. Наиболее "тоскливая" ситуация с повседневными расходами в декабре 2013 наблюдалась в Москве и в группе потребителей со средним уровнем доходов.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, Индекс потребительской активности россиян в декабре 2013 года вырос на 20% по сравнению с ноябрем этого же года. И это совершенно нормальный показатель. Аналогичный рост в декабре к ноябрю наблюдался и в 2012, и в 2010, и в 2008 гг. А в 2009 и 2011 гг. декабрьский рост был даже ниже – в пределах 15%. Тревожит другое. По сравнению с декабрем 2012 номинальные повседневные расходы выросли менее чем на 1%. А с учетом инфляции потребительского рынка в 6-6,5% (по данным Росстата) мы можем говорить о снижении реального потребления более чем на 5%. Такая картина наблюдалась в ноябре и октябре 2013.
"Таким образом, на протяжении всего четвертого квартала (т.е. три месяца подряд) мы имеем дело со стагнацией номинальных и снижением реальных повседневных расходов россиян, - говорится в исследовнаии. - Такая ситуация наблюдается впервые за весь период наблюдений Ромир с 2008 года.
А ведь еще в 3 квартале прошлого года номинальные темпы роста были на уровне 15-16% в годовом выражении, а реальные (с поправкой на инфляцию) показывали около 8% роста. В первом полугодии 2013 квартальные темпы роста фиксировались на уровне 13-14%. В 4 квартале 2012 года номинальный темп роста повседневных расходов составил 16% по сравнению с 4 кварталом 2011.
К большому сожалению мы должны констатировать, что снижение потребительской активности, наблюдаемое на других рынках с начала – середины 2013 года, к концу года докатилось и до рынков товаров повседневного спроса. А продуктовые рынки вообще ушли в глубокий минус. И если в октябре – ноябре у нас еще были некоторые сомнения, а вернее, надежда на временный и случайный характер произошедшего "сбоя", то сегодня мы должны зафиксировать развертывание как минимум среднесрочного негативного тренда на рынке товаров повседневного спроса.
Единственным, хотя и довольно слабым, утешением может служить тот факт, что стагнация эта происходит на довольно высоком накопленном уровне. Так, повседневные расходы декабря 2013 все же на 20% выше расходов в декабре 2011. По сравнению с декабрем 2010 расходы выросли в номинальном выражении почти на 30%, а с поправкой на инфляцию – примерно на 5%. А за пять лет, с кризисного декабря 2008 повседневные расходы увеличились номинально на 85% (почти в два раза), обогнав инфляцию потребительского рынка более чем на 20%.
В Москве повседневные расходы в декабре 2013 выросли на 25% по сравнению с ноябрем 2013 и сократились на 3% к уровню декабря 2012. С учетом инфляции реальные расходы сократились за год на 9%. Однако уже в разрезе двух лет мы видим номинальный рост на 19%, что с поправкой на инфляцию дает реальный рост на 5%. За три года в столице наблюдается рост на 25% по номиналу и лишь на 2% в реальном выражении. А за пятилетку номинальный рост составил всего лишь 53% (1,5 раза), при реальном росте около 5%.
Зато в Петербурге повседневные расходы не только выросли на 22% по сравнению с ноябрем, но и превысили значение декабря 2012 года. Причем превысили на солидные 8%, обогнав, пусть и ненамного, инфляцию потребительского рынка. Т.е. в северной столице можно говорить о небольшом росте повседневного потребления в реальном выражении. За два года номинальный рост в Петербурге составил 22% (на 7% выше инфляции). За три года – только на 15%. А вот за пять лет на 105% (более чем в два раза), что дает в реальном выражении рост на впечатляющие 40%.
В городах с населением более миллиона жителей повседневные расходы в декабре 2013 выросли на 19% по сравнению с ноябрем и на 1,5% по сравнению с декабрем 2012 года. На 18% за два года, на 27% за три года и на 100% (в два раза) за пять лет.
В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы в декабре выросли на 18% по сравнению с ноябрем и на 5,5% (практически на уровне инфляции) по отношению к декабрю 2012. За два года в городах этого типа повседневное декабрьское потребление выросло на 30% (в два раза обогнав инфляцию). За три года – на 40%. За пять лет – на 116%, что даже с поправкой на инфляцию дает рост реального потребления в 1,5 раза.
В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей повседневные расходы декабря превысили показатель ноября всего на 8%. Зато по сравнению с декабрем 2012 они выросли на 6%. Надо заметить, что в городах этого типа и летние спады, и декабрьские пики потребительской активности выражены намного менее интенсивно, чем в крупных городах и столицах.
У потребителей с уровнем дохода "ниже среднего" повседневное потребление в декабре выросло по сравнению с ноябрем на 19%. По сравнению с декабрем 2012 года номинальный рост расходов составил 4%. С поправкой на инфляцию можно говорить о снижении реального повседневного потребления на 2-2,5 %. За два года номинальный рост расходов в этой группе составил 20%, реальный – около 6%. За три года – 35% роста расходов номинально и около 10% с поправкой на инфляцию. За пять лет декабрьские расходы выросли на 88%, что дает 28% роста с поправкой на инфляцию.
Существенно хуже обстоят дела у группы потребителей, обладающих средними доходами. Не смотря на 20%-ный рост в декабре (к ноябрю) повседневные расходы в этой группе за год снизились на 6% в номинальном выражении и почти на 12% с учетом инфляции. По сравнению с декабрем 2011 повседневные расходы у этой группы потребителей возросли в декабре 2013 всего на 12%, что ниже показателя инфляции за два года. За три года номинальный рост расходов составил 21%, что также ниже показателя трехлетней инфляции. По сравнению с декабрем 2008 в декабре 2013 повседневные расходы "среднеобеспеченных" выросли только на 66%. С поправкой на инфляцию это дает всего лишь 13% реального роста за пять лет.
Столь скверная динамика повседневного потребления в этой социальной (доходной) группе объясняется соответствующей динамикой доходов. В отличие от доходов малообеспеченных групп (бюджетники, пенсионеры) они не попадают под индексацию. И в отличие от доходов высокообеспеченных групп (бизнесмены, топ-менеджеры, коррупционеры) они не могут увеличиваться "по собственной воле". С другой стороны такая динамика доходов и расходов среднеобеспеченных россиян хорошо объясняет их негативное настроение и критический настрой к происходящему в стране, которые мы можем наблюдать на протяжении двух последних лет (с осени 2011 года).
У потребителей с доходами "выше среднего" повседневное потребление в декабре выросло на 21% по сравнению с ноябрем. По сравнению с декабрем 2012 номинальный рост составил 3%, а скорректированный на инфляцию – минус 3-3,5%. За два года повседневные расходы в этой группе выросли на 20% (6% в реальном выражении). За три года – на 19% (минус 2,5% реального роста). За пять лет – на 61% в номинальном и на 10% в реальном выражении.
Впрочем, надо заметить, что уже в декабре 2008 года (как и пятью годами ранее) уровень повседневного потребления обеспеченных семей был весьма высок, и предпосылок к его дальнейшему быстрому росту уже не было. Эта группа и так себя в повседневных расходах не ограничивала.
Анализ потребительских итогов 2013 года показывает, что восстановление потребительского оптимизма должно рассматриваться в качестве одной из самых приоритетных задач внутренней экономической политики. Поскольку особых надежд на внешние рынки у России в ближайшие пару лет нет, иного источника для возобновления экономического роста с темпом хотя бы в 3-4%, кроме внутреннего потребительского рынка у нашей страны тоже нет.