И снова здравствуйте!
Отмена Россией торгового эмбарго на ввоз грузинской сельскохозяйственной продукции, включая вино и минеральную воду, свидетельствует об улучшении отношений между двумя странами. Вместе с тем прямой экономический эффект — возможное восстановление объемов чистого экспорта вина и минеральной воды в Россию — вряд ли будет существенным, принимая во внимание слабые внешнеэкономические показатели Грузии, считают специалисты S&P.
Специалисты агентства S&P проанализировали, как отмена Россией торгового эмбарго повлияет на экономику Грузии.
"Россия отменила семилетнее эмбарго на импорт грузинских вин, минеральной воды и другой сельскохозяйственной продукции, - напоминает агентство. - Первая партия вина из Грузии была официально разрешена к ввозу в Россию в начале июня. В целом, отмена эмбарго окажет благоприятное воздействие на показатели внешнеэкономической деятельности Грузии, но мы полагаем, что этого будет недостаточно для снижения внешнеэкономической уязвимости страны, обусловленной ее значительными потребностями во внешнем финансировании и положением нетто-должника. По нашим прогнозам, эти события не окажут заметного влияния на характеристики кредитоспособности Правительства Грузии в ближайшее время, но могут привести к улучшению основных экономических и внешних показателей страны в средне- и долгосрочной перспективе.
Отмена эмбарго, о которой было объявлено в марте 2013 г., не только окажет позитивное влияние на показатели внешнеэкономической деятельности Грузии, но и может в некоторой степени снизить экономические и политические риски, которым подвергается страна. Эмбарго было введено в 2006 г. Федеральной службой России по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) под предлогом охраны здоровья российских граждан — на фоне усиления напряженности между двумя странами. До его введения на долю России приходилось более 80% экспорта грузинских вин и 70% экспорта минеральной воды. Пока неясно, какая доля российского рынка может быть восстановлена и по какой цене будет реализовываться продукция. Сельское хозяйство обеспечивает всего около 10% ВВП Грузии, и мы не прогнозируем значительного повышения производительности в аграрном секторе в ближайшее время.
Резюме
- Грузия возобновляет ввоз вина и минеральной воды в Россию после отмены семилетнего эмбарго на импорт грузинских вин, минеральной воды и другой сельскохозяйственной продукции.
- Возобновление торговли с крупнейшей соседней страной является благоприятным фактором для показателей внешнеэкономической деятельности Грузии, однако мы считаем, что позитивное влияние этого события в краткосрочной перспективе будет незначительным.
- По нашему мнению, улучшение отношений между Грузией и Россией будет происходить только в коммерческой сфере — цели внешней политики двух стран остаются несовместимыми.
По нашему мнению, решение Москвы отменить эмбарго на импорт грузинской продукции свидетельствует об улучшении отношений между двумя странами по крайней мере в коммерческой сфере уровне. Эта мера также является важным достижением нового грузинского премьер-министра Бидзины Иванишвили, который назвал восстановление отношений с Россией одной из ключевых целей государственной политики Грузии. Вместе с тем мы не прогнозируем существенного улучшения отношений между Россией и Грузией после возобновления торговли. Мы ожидаем, что эти отношения останутся сложными и напряженными, принимая во внимание взаимоисключающие стратегические позиции двух стран в отношении сепаратистских республик Южной Осетии и Абхазии, а также противоположные цели внешней политики в регионе.
Когда в 2006 г. Россия фактически ввела торговое эмбарго, она была крупнейшим торговым партнером Грузии: в 2005 г. на ее долю приходилось 18% общего объема экспорта Грузии. В 2006 г. этот показатель снизился до 8%, а в 2012 г. составлял всего 2%.
Следует отметить, что эмбарго оказало лишь временное влияние на показатели грузинского экспорта. В 2003-2005 гг. рост экспорта в номинальном выражении составлял в среднем 36% в год; в 2006 г. этот показатель снизился до 8%, но в 2007 г. увеличился более чем до 30%.
После введения эмбарго десятки производителей вина и несколько производителей минеральной воды разорились. Однако впоследствии в обеих отраслях повысилась эффективность и снизились издержки. Одновременно с этим грузинское правительство принимало активные меры по диверсификации экспорта в целях снижения зависимости страны от России на фоне ухудшения отношений с ней. Правительство поддерживало экспортеров, которые стремились выйти на рынки соседних стран и нишевые рынки в США, Канаде и Европе. В частности, доля Азербайджана (в 2005 г. — 10% общего объема грузинского экспорта) в настоящее время составляет более 20%, а доля США увеличилась с 3% в 2005 г. до 10% в настоящее время.
Меры по диверсификации экспорта на фоне сокращения доли России наиболее активно принимались в сегментах вин и минеральной воды, которые в большей степени пострадали из-за эмбарго. Грузия смогла достичь уровня экспорта минеральной воды, который демонстрировала до введения эмбарго, только в 2010 г., а аналогичный уровень экспорта вина пока не достигнут (см. диаграммы 1 и 2). В 2012 г. основными импортерами грузинской минеральной воды были Украина, Казахстан, Литва, Белоруссия и Азербайджан. Доля Украины в экспорте минеральной воды увеличилась с 15% в 2005 г. почти до 50% в 2012 г.
Диаграмма 1 - Структура экспорта вин из Грузии (2005-2012 гг.)
Диаграмма 2 - Структура экспорта минеральной воды из Грузии (2005-2012 гг.)
С 2006 г. Грузия значительно диверсифицировала рынки экспорта вина. Объем экспорта в соседние страны (включая Украину, Казахстан, Белоруссию и Азербайджан) в литрах увеличился на 180%, в денежном выражении — на 270%. В частности, на долю Украины в настоящее время приходится более 40% экспорта грузинских вин, на долю Китая — 10%.
На фоне диверсификации рынков экспорта грузинские производители вина и минеральной воды вышли в нишевые сегменты рынка, что в значительной степени способствовало достижению уровня экспорта минеральной воды, существовавшего до введения эмбарго, в долларовом выражении. Несмотря на то, что объем экспорта минеральной воды в 2012 г. составлял всего 70% объема до введения эмбарго, повышение цен с избытком компенсировало негативный эффект от потери российского рынка (см. диаграмму 3).
Диаграмма 3 - Средняя экспортная цена грузинской минеральной воды (2004-2012 гг.)
Кроме того, Грузия смогла значительно повысить цену за тонну экспортируемого вина, поскольку качество грузинских вин повысилось. Цена экспортируемого грузинского вина возросла почти в три раза — с 1250 долл. / т в 2005 г. до 3200 долл. / т в 2012 г. (см. диаграмму 4). Как мы отмечали ранее, объем экспорта вин пока не достиг того уровня, который наблюдался до введения эмбарго. В отличие от ситуации в сегменте минеральной воды диверсификация рынков экспорта вина и повышение добавленной стоимости были недостаточны для того, чтобы восстановить объем экспорта грузинских вин (в долларовом выражении) до уровня, продемонстрированного до введения эмбарго. Стоимость экспорта вина в 2012 г. составляла 80% уровня 2005 г., физический объем — всего 31%. Это свидетельствует о значительных возможностях для увеличения объема производства.
Диаграмма 4 - Средняя экспортная цена грузинского вина, 2004-2012 гг.
Уязвимость для внешних факторов обусловлена значительным дефицитом счета текущих операций
По нашему мнению, слабые показатели внешнеэкономической деятельности Грузии остаются основным негативным рейтинговым фактором. Объем чистых внешних обязательств по-прежнему существенно выше, чем до 2008 г. Значительный дефицит счета текущих операций обусловлен устойчиво высоким дефицитом торгового баланса вследствие сильной зависимости Грузии от импорта товаров — от продовольственных до средств производства. С 2008 г. дефицит торгового баланса немного снизился, но мы по-прежнему прогнозируем, что он останется выше 20% ВВП в ближайшие три года. Как следствие, мы ожидаем, что совокупные потребности Грузии во внешнем финансировании будут составлять в среднем более 120% поступлений по счету текущих операций и доступных резервов.
Мы отмечаем, что узнаваемость бренда грузинских продуктов в России остается довольно высокой, а восстановление каналов транспортировки и дистрибуции не будет слишком сложной задачей. Вместе с тем производители в этих отраслях отмечают, что они не хотят увеличивать объем экспорта в Россию в ущерб прибыли, получаемой на новых рынках, и что экспорт в Россию будет обеспечиваться за счет роста объемов производства. Кроме того, с 2005 г. российский рынок изменился, и мы не уверены, что грузинские производители легко смогут вернуть утраченные позиции. В 2005 г. на российском рынке вина преобладали молдавские и грузинские вина, на долю которых приходилось 35% рынка. В 2012 г. 26% рынка занимали французские вина, затем — итальянские, испанские и украинские.
Тем не менее даже резкое увеличение объемов экспорта вина и минеральной воды до уровня 2005 г. в физическом выражении и по текущим ценам, на наш взгляд, вряд ли обусловит заметное снижение уязвимости Грузии для внешних факторов. Это будет означать увеличение физического объема экспорта в Россию более чем в три раза по сравнению с текущим уровнем и приведет к росту общего объема экспорта на 8%. По нашим оценкам, такое увеличение экспорта обусловит сокращение дефицита торгового баланса на 1% ВВП.
На наш взгляд, отмена эмбарго окажет благоприятное влияние на показатели внешнеэкономической деятельности Грузии, но это влияние вряд ли будет значительным в краткосрочной перспективе. Пока неясно, какую долю российского рынка, как быстро и по какой цене смогут занять грузинские вина после их семилетнего отсутствия.
Улучшение отношений с Россией может обусловить увеличение притока инвестиций и развитие туризма
Торговое эмбарго не стало для российских компаний препятствием для ведения бизнеса в Грузии. К числу таких компаний относятся ОАО «РАО ЕЭС России», которая контролирует сбыт электроэнергии в Тбилиси, ОАО «Банк ВТБ» и оператор мобильной связи ОАО «Вымпел-Коммуникации». Вместе с тем восстановление отношений между двумя странами может привести к увеличению инвестиций от российских компаний, в том числе в развитие туристического сектора Грузии, который в последнее время стал одним из важных источников внешнего финансирования.
Еще до официального объявления об отмене торгового эмбарго российская инвестиционная группа «Альфа-Групп» приобрела пакет акций грузинской компании по производству минеральной воды «Боржоми». По нашим прогнозам, улучшение геополитической обстановки может обусловить увеличение притока российских и нероссийских прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в случае, если стабилизация политической ситуации приведет к улучшению настроений инвесторов. Приток чистых ПИИ (в среднем 6% ВВП в 2009-2011 гг.), обусловленный проведением благоприятной для инвесторов политикой Грузии, остается одним из важнейших источников финансирования значительного дефицита счета текущих операций. В 2005 г. на долю России приходилось 10% общего объема ПИИ в Грузию. С тех пор эта доля сократилась до менее чем 5%.
Улучшение отношений с Россией может также оказать благоприятное влияние на развитие туризма в Грузии. В последние годы значение этого сектора для Грузии быстро росло; по официальным данным, в 2012 г. поступления от иностранного туризма достигли 6% ВВП. В 2011 г. число туристов из России увеличилось на 40% после отмены Грузией виз для российских граждан.
Для восстановления дипломатических связей, вероятнее всего, потребуется время
Напряженность между Россией и Грузией начала нарастать после грузинской «революции роз» 2003 г., в результате которой к власти пришел Михаил Саакашвили. В 2006 г. Роспотребнадзор ввел запрет на импорт грузинской продукции. Отношения продолжали ухудшаться, и в 2008 г. между Грузией и Россией возник кратковременный военный конфликт. При помощи иностранных посредников стороны заключили соглашение о прекращении огня через пять дней после начала конфликта. В результате политической нестабильности мы понизили долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Правительства Грузии с «В+» до «В» в период конфликта и пересмотрели прогноз по рейтингам по обязательствам в иностранной и национальной валюте с «Позитивного» на «Стабильный» в мае 2008 г.
После военного конфликта политические и дипломатические отношения между Грузией и Россией оставались напряженными, хотя и наблюдалась медленная нормализация отношений и ослабление враждебной риторики. Следует отметить, что геополитическая обстановка, установившаяся в результате военного конфликта, стала новым статусом-кво. Россия усилила контроль над сепаратистскими регионами, признала их независимость и продолжила размещение своих войск на этих территориях, что противоречило условиям соглашения о прекращении огня. Новая ситуация привела к некоторой геополитической стабилизации, что обусловило восстановление грузинской экономики и наше решение повысить суверенные рейтинги с «В» до «В+» в апреле 2010 г. Относительно высокие перспективы роста и стабилизация политического климата обусловили наше решение повысить долгосрочные кредитные рейтинги Грузии по обязательствам в иностранной и национальной валюте с «В+» до «ВВ-» в ноябре 2011 г.
Мы отмечаем, что решение об отмене торгового эмбарго было принято после смены правительства Грузии и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2012 г. (Грузия стала членом ВТО в 2000 г.). Это дало России возможность начать работу с новым правительством страны и установить торговые отношения с Грузией как членом ВТО.
В октябре 2012 г. коалиция «Грузинская мечта» неожиданно одержала победу на парламентских выборах, и в Грузии прошла первая демократическая передача власти после «революции роз» 2003 г. Мы ожидаем, что напряженность между коалицией «Грузинская мечта» и «Единым национальным движением» (ЕНД), которое в настоящее время является основной оппозиционной партией, останется высокой до окончания срока полномочий президента Михаила Саакашвили в октябре 2013 г.
Премьер-министр Бидзина Иванишвили назвал улучшение отношений с Россией одной из основных задач и назначил бывшего посла Грузии в России своим специальным уполномоченным по урегулированию отношений с Россией. В середине декабря 2012 г. — впервые после военного конфликта в августе 2008 г. — Россия и Грузия провели прямые переговоры. В начале 2013 г. Россия дала согласие на отмену торгового эмбарго на импорт грузинской продукции, после чего состоялся визит представителей Роспотребнадзора в Грузию, а в июне было объявлено, что 36 грузинских производителей вина и 4 производителя минеральной воды получили разрешение на возобновление экспорта в Россию.
Мы ожидаем, что политические и дипломатические отношения между Грузией и Россией останутся сложными. По нашему мнению, улучшение взаимоотношений России и Грузии будет сосредоточено на таких конкретных коммерческих задачах, как отмена торгового эмбарго. Мы также прогнозируем улучшение отношений, связанных с пограничными вопросами, и налаживание транспортного сообщения (в частности, железнодорожного). Вместе с тем цели внешней политики и установки двух стран в отношении сепаратистских республик, вероятнее всего, останутся несовместимыми.
Выводы
Отмена Россией торгового эмбарго на ввоз грузинской сельскохозяйственной продукции, включая вино и минеральную воду, свидетельствует об улучшении отношений между двумя странами. Вместе с тем мы полагаем, что прямой экономический эффект — возможное восстановление объемов чистого экспорта вина и минеральной воды в Россию — вряд ли будет существенным, принимая во внимание слабые внешнеэкономические показатели Грузии. Однако в конечном счете улучшение отношений между Грузией и Россией может обусловить увеличение притока инвестиций в Грузию и рост числа российских туристов".