Хаотичные продажи
Последние несколько недель в России наблюдается резкое снижение цен на зерно. Покупатели продолжают ждать еще более низких цен и поступления дешевого фуража из интервенционного фонда . Однако продовольственный рынок за зерновым не последует, уверены эксперты, и ждать снижения цен на продукты не стоит.
Зерновой рынок продолжает динамично снижаться. В конце марта наиболее существенно ослабление цен было отмечено на рынке фуражного ячменя. Соответствующий СовЭкон индекс, отражающий средние рыночные цены предложения на Европейской части России, снизился на 450 руб до 7859 руб за тонну. Высокими темпами дешевела и пшеница всех классов (-200 - -300 руб за тонну), и кукуруза (-250 руб за тонну). По словам участников рынка, спрос крайне невысок. Покупатели продолжают ждать еще более низких цен и поступления дешевого фуража из интервенционного фонда.
По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, падение цен за последние 1,5 месяца составило более 1500 руб за тонну и сопровождалось резким сокращением спроса на зерно. Главная причина падения спроса связана с ожиданиями участников рынка, которые уверены, что с июля 2011 года запрет на экспорт зерна не будет снят. В результате наблюдаются хаотичные продажи запасов зерна всеми участниками рынка по стране практически по любой цене.
Вместе с тем, ситуация на юге страны в дальнейшем может только усугубиться. К концу апреля сельхозтоваропроизводители пройдут точку "безубыточности", после чего, если не откроется экспорт, а валовой сбор внутри страны составит прогнозируемые 85 млн тонн, возникнут большие сложности с хранением и реализацией нового урожая. В этом случае баланс спроса и предложения зерна на юге страны уже к октябрю может стать сверхпрофицитным, а цены реализации минимальными.
На этом фоне 7 апреля Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН заявила, что индекс цен на продовольствие снизился впервые за последние восемь месяцев, в течение которых цены непрерывно росли. В марте 2011 года индекс упал на 2,9% по сравнению с февральским пиком и составил 230 пунктов, однако он все еще на 37% выше по сравнению с мартом прошлого года.
Индекс цен на зерно составил 252 пункта в марте, то есть произошло снижение цен на 2,6% по сравнению с февралем, однако цены остаются еще на 60% выше по сравнению с мартом прошлого года. Март был крайне волатильным месяцем для зерна, международные котировки сначала резко упали вследствие внешних рыночных воздействий, таких как усилившаяся экономическая нестабильность, в связи с событиями в Северной Африке и в некоторых частях Ближнего Востока, а также землетрясением и цунами в Японии, а затем опять поднялись.
"Спад индекса в этом месяце принесет небольшое облегчение от непрерывного роста цен, наблюдаемого в течение последних восьми месяцев, - сказал Дэвид Халлам, директор Отдела торговли и рынков. – Однако пока преждевременно утверждать, что произошел переломный момент".
В то же время падение цен на зерно, которое в последние недели стало критичным, не повлечет за собой удешевления продуктов питания. Об этом заявил на пресс-конференции РИА Новости президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский 25 марта.
"Не вижу оснований для того, чтобы продовольственный рынок последовал за зерновым", - ответил Злочевский на соответствующий вопрос журналистов. Он пояснил, что никакой корреляции между ценами на зерно и готовыми продуктами питания никогда не наблюдалось.
"Не увидим ее и сейчас", - добавил он. Пока только цены на муку последовали вслед за зерном - она также начала дешеветь. "Однако ожидать падение цен на хлеб не приходится, как и на животноводческую продукцию, цены на которые определяются совсем другими факторами", - подытожил эксперт.
С тем что продовольственный рынок не последует за зерновым согласны и опрошенные Foodmonitor.ru эксперты. Как отметил вице-президент Международной программы развития птицеводства (IPDP) Альберт Давлеев, рост цен на корма практически не компенсировался ростом конечной цены, поскольку производители не могут "навязать" новые цены торговле. Кроме того, сложившийся уровень розничных цен позволяет держать его в балансе уже более полугода.
Ситуацию для торговли несколько облегчает наличие импортного товара, пусть и в небольшом количестве. При этом розничные цены на мясо птицы вниз не идут никогда: они либо стагнируют, либо растут. Программы скидок в магазинах - не показатель.
"В России рост себестоимости продукции компенсируется исключительно за счет маржи производителя, поскольку она пока еще позволяет это делать, ведь средняя чистая рентабельность бройлерного производства в стране составляет около 15%, - говорит Давлеев. - Большинство крупных компаний имеют и бОльшую рентабельность. В структуре себестоимости их продукции стоимость кормовых ингредиентов может составлять от 50 до 70%. Поэтому отмеченные в конце 2010 года двукратное удорожание стоимости зерна (пшеница и ячмень) и некоторое удорожание соевого шрота привели к росту себестоимости конечной продукции на 20-30% для тех, кто не имеет собственного зерна и не запас его на длительный период".
"Снижение цен на ячмень связано, скорее всего, с тем, что в закромах скопилось большое количество остатков и надо успеть их распродать до следующего урожая, - говорит вице-президент по производству и качеству компании "Очаково" Сергей Румянцев. - Это такая торговая игра. Но, при этом стоимость на сырьё не упадёт настолько, чтобы потребитель заметил снижение цены на конечный продукт - пиво. Кроме того, не все производители пойдут на снижение цены, для многих это просто временная ситуация на рынке. Доля ячменя и ячменного солода в ценообразовании серьёзная, но она не настолько велика".
"После засушливого лета прошлого года большинство урожая зерна оценивается как "кормовое", и цены на него были завышенными. Многие сельхозпроизводители были вынуждены закупать по 8 тыс рублей за тонну, - рассказывает коммерческий директор ЗАО "Мордовский комбинат Хлебопродуктов" (Группа компаний "Талина") Александр Стрибунов. - Цены на фуражное зерно с 2009 года выросли более чем в два раза. Тенденция снижения наметилась только после начала государственных товарных интервенций на зерновые культуры.
Сейчас у сельхозпроизводителей появилась возможность закупать зерно по 6200 - 6600 рублей за тонну. То есть, государству удалось снизить завышенные цены и стабилизировать рынок. Конечно, в связи с такой ситуацией многие ждут снижения цен на продукты. Но вот в чем парадокс. Производство 1 кг корма для животных, несмотря на снижение цен на зерно, стало дороже. При его производстве используется 70% зерна и, так называемое, дополнительное сырье - витамины, премиксы, шрот, масло, жиры. Цены на все эти продукты в последнее время стремительно растут.
Если в декабре мы закупали шрот по 8 рублей, то сегодня уже по 11. Это связано с тем, что в стране существует дефицит подсолнечного шрота, отсюда и рост цен. Если бы государство взяло на себя регулирование цен не только на зерно, но и на такие культуры, как например, подсолнечник. Тогда можно было бы говорить о регулировании цен на продукты питания. Кроме того, выросли цены на электроэнергию, газ, бензин. Отсюда вывод: цены на продукты питания не станут ниже. Наоборот, есть опасение, что они увеличатся".