Пивом можно будет торговать в детских садах
Этим летом Госдума в срочном порядке приняла поправки в 171-ФЗ, согласно которым пиво приравнивается к алкогольным напиткам. Это по задумке должно существенно ограничить оборот пива. Однако из-за спешки случился юридический казус. Почти на год сняты любые ограничения на оборот пива и его можно теперь продавать хоть в детских садах, хоть в автобусах.
С 22 июля этого года утратил силу закон "Об обороте пива" (11-ФЗ), в котором было прописано, где нельзя продавать напиток. А новый закон в отношении пивоваров начнет действовать лишь с 1 июля 2012 года. Получается, что почти на год сняты любые ограничения на оборот пива и его можно теперь продавать хоть в детских садах, хоть в автобусах.
Согласно утратившему силу 11-ФЗ пиво нельзя было продавать в детских, образовательных и медицинских организациях, в городском и пригородном общественном транспорте, в организациях культуры и на спортсооружениях. Новый закон предусматривает более обширный список ограничений мест продаж, а также запрещает распивать пиво везде, кроме баров и ресторанов. Однако есть одно "но": для пива эти правила вступят в силу лишь через год.
Этот юридический казус обнаружили юристы организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России", когда изучали свежий закон для информирования предпринимателей о новых правилах игры на рынке. "Мы были сами поражены, - рассказал заместитель исполнительного директора "ОПОРА России" по правовым вопросам и экспертизе Андрей Шубин. - Все юристы, с которыми мы консультировались по этому поводу, уверены, что данный случай является беспрецедентным. Учитывая, что текст закона проходил согласование в правовых управлениях всех профильных министерств и в администрации президента, наличие такой очевидной правовой дыры иначе чем конфузом не назовешь".
По версии Шубина, данный казус мог возникнуть из-за того, что поправки к 171-ФЗ о госрегулировании алкогольного рынка вплоть до самого голосования в Госдуме постоянно дополнялись и переписывались. «Может быть, из-за того, что царила такая спешка и сумбур, из итогового текста вылетел какой-то абзац или произошла опечатка", - предполагает юрист.
Он надеется, что, несмотря на то что теперь продажа пива даже в детских садах не противоречит закону, коммерсанты проявят сознательность. "Мы понимаем, что имеем дело с какой-то опиской, которая тем не менее уже имеет силу федерального закона, - отметил Шубин. - Мы будем настаивать на том, чтобы участникам рынка были даны разъяснения по этому поводу со стороны законодателей и проверяющих органов".
Новый закон
Госдума 6 июля приняла законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и признании утратившим силу ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Как сообщается на сайте Госдумы, "за" проголосовало 397 депутатов. Законопроект носит системный характер и включает ряд важных положений, направленных как на снижение масштабов злоупотребления алкоголем и на профилактику алкоголизма среди россиян, так и на повышение эффективности регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
По словам депутата Государственной Думы Виктора Звагельского, "мы работали над этим законопроектом совместно с правительством более двух с половиной лет и привлекли к этой работе не только депутатов, но и общественность, производителей, все заинтересованные стороны.
Данный законопроект впервые вводит очень жесткий, четкий и прозрачный механизм по государственному регулированию отрасли. Это введение современных довольно жестких лицензионных требований, определение всех алкогольных напитков, приравнивание пива к алкоголю, которое вызывало, пожалуй, самые большие споры. Кроме того, вводится запрет рекламы любой алкогольной продукции, включая пиво, а также жесткие запретительные меры, касающихся времени продажи и мест продажи. Также в законопроекте прописаны очень четкие современные требования к торговым площадям".
Законопроектом вводится общефедеральное ограничение продажи спиртных напитков крепостью более 5% с 23 до 8 часов по местному времени. При этом регионам дается возможность устанавливать дополнительные ограничения. Сокращается число торговых точек, реализующих алкоголь населению. Поправками второго чтения запрет установлен на продажу алкогольной продукции: на остановках городского транспорта (в том числе на станциях метрополитена), на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, на автозаправочных станциях, объектах военного назначения, иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, в нестационарных торговых объектах.
Также расширен перечень мест, где нельзя будет употреблять алкогольные напитки – это дворы, подъезды, лестницы, лестничные площадки, лифты жилых домов, детские площадки, зоны отдыха (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами).
В силу Абз. 6 пункта 3 ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – основной закон), действие настоящего федерального закона не распространялась на деятельность по производству и обороту пива.
В связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 г. №218-ФЗ (далее – закон об изменениях), вышеуказанное положение признано утратившим силу. В настоящей редакции, действие основного закона распространяется на деятельность по производству и обороту пива, поскольку в силу п. 7 ст. 2 (в действующей редакции), алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Т.е. пиво и напитки, изготавливаемые на его основе обладает всеми признаками алкогольной продукции.
Указание в распространяемых в СМИ сведениях на тот факт, что ограничения по продаже и употреблению пива вступают в силу только с 1 июля 2012 года не соответствуют действительности, поскольку ст. 16 основного закона устанавливает ограничения продажи и употребления алкогольной продукции (в том числе в детских, образовательных, медицинских организациях, в организациях культуры, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения, на автозаправочных станциях. В связи, с чем утрата силы Федерального закона от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" не представляет угрозы общественным отношениям по защите безопасности и нравственности граждан.
В связи с вышеизложенным, исходя из анализа законодательства, указанные факты не находят своего подтверждения.