У производителей чая и кофе начались проблемы с сетями
Cеть гипермаркетов "Ашан" отказалась от продукции Kraft Foods (кофейные марки Maxwell House, Carte Noire и Jacobs), которая решила повысить цены из-за подорожания зеленого кофе на мировом рынке. Проблемы с ритейлерами начались и у других производителей чая и кофе. Поставщики отмечают, что торговые сети особо лютуют именно сейчас, в период перезаключения договоров.
Уже больше недели компания Kraft Foods не поставляет свою продукцию в торговую сеть "Ашан", рассказал РБК daily источник на рынке. Эту информацию подтвердила директор по корпоративным вопросам и отношениям с госорганами "Крафт Фудс Рус" Яна Гуськова.
В распоряжении оказалось майское письмо Kraft Foods, в котором компания заявляет о повышении стоимости своей продукции: минимальный рост цены произошел на Carte Noire (9%), максимальный — на Jacobs Monarch (21%). "В связи с глобальным многократным повышением цен на кофе-бобы мы действительно повысили цены на свои товары", — подтвердила Гуськова. Она добавила, что практически все партнеры компании "с пониманием отнеслись к данной макроэкономической ситуации" и Kraft Foods продолжает с ними сотрудничать.
Однако "Ашан" не принял продукцию по новому прайс-листу от партнера. Долгий переговорный процесс по этому вопросу закончился тем, что Kraft Foods остановила кофейные поставки в сеть. "Ашан" вчера не прокомментировал свою позицию. Между тем участники рынка знают, что французская торговая сеть приняла примерно такое же повышение цен от другого партнера — Nestle (бренд Nescafe).
Гуськова отмечает, что Kraft Foods уже сталкивалась с блокировкой поставок в прошлом, "но они носили краткосрочный характер и не отражались на общем уровне сотрудничества с сетями, полных отказов от сотрудничества никогда не было".
Проблемы с ритейлерами начались и у компании "Орими-Трейд" (кофе "Жокей" и чаи "Принцесса Нури", "Принцесса Канди", "Принцесса Гита" и "Принцесса Ява"), утверждает источник издания. По его данным, около трех недель назад были приостановлены отгрузки продукции компании в магазины X5 Retail Group.
"Полтора месяца назад категорийный менеджер Х5 Сергей Жихарев в устной форме сообщил на переговорах, что сеть заинтересована в повышении премии от поставщика до 26%", — рассказал источник, знакомый с ходом переговоров сторон. Закон о торговле предполагает максимальный размер ретробонуса в 10%, поэтому оставшиеся проценты Х5 намерена перенести в приложения к договорам поставки об оказании рекламных и маркетинговых услуг, знает собеседник РБК daily.
Он утверждает, что Х5 потребовала с "Орими" 50 млн руб. за рекламные услуги. "При этом Х5 не уточняет, откуда взялась эта цифра, и не дает гарантий по выполнению этих услуг", — уточняет собеседник газеты. В отделе маркетинга "Орими-Трейд" официально наличие проблем с ритейлером не подтверждают.
Компания Paulig (бренды Paulig Classic, Paulig President и др.) также успела ощутить на себе категоричность со стороны Х5 и "Магнита". Например, в переговорном процессе производитель кофе указал, что повышает цены на President на 25%, но снижает цены на 10% на Classic. "Здесь столкнулись два фактора, — рассказывает источник, близкий к компании. — Подорожание кофе-сырья на рынке и желание самой компании изменить позиционирование своих марок для покупателей".
Но Х5 и "Магнит" полтора месяца назад заявили производителю, что цены должны быть снижены в среднем на 10—12%. В противном случае о поставках речи быть не может. В качестве обоснования сети приводят тот факт, что Paulig открывает в сентябре свой завод в Тверской области по производству кофе, что избавляет компанию от пошлин на ввоз готовой продукции из-за границы. "Но у Paulig при этом остаются затраты на расфасовку продукта", — парирует источник, близкий к компании.
Официально производитель не подтверждает эту информацию. "Принципиальных разногласий в данный момент нет и, мы надеемся, не возникнет», — заявил директор по продажам "Паулиг Рус" Дмитрий Винокуров. Сети не комментируют ситуацию.
Все эти примеры свидетельствуют о том, что позиция сетей в переговорном процессе стала более жесткой, сходятся во мнении поставщики. "Создается впечатление, что ритейлеры пытаются отыграть все те ограничения, с которыми столкнулись после принятия закона о торговле", — говорит один из них. Он вспомнил, что подобные резонансные переговоры в последний раз были в 2009 году.
Закон о торговле вступил в силу 1 февраля 2010 года, но полноценно начал действовать лишь с 1 августа прошлого года. Поставщики и ритейлеры именно к этому сроку должны были подкорректировать свои договоры и полностью привести их в соответствие с законом. Таким образом, сейчас партнеры переподписывают договоры, и сети стараются вернуть себе условия, на которых они работали с поставщиками до начала действия закона о торговле.