Продавать "Массандру" в РФ оказалось сложнее, чем на Украине
Генеральный директор "Массандры" Николай Бойко предполагает, что в составе России предприятие, выпускающее 10 млн бутылок вина в год, сохранит свой статус лидера по объему производства марочных вин.В то же время воссоединение с РФ принесло проблемы для предприятия. "В родной стране условия для "Массандры" хуже, чем были раньше", - жалуется Бойко.
"Крепленые вина, которые мы крепим хлебным или свекловичным спиртом, это, по российским нормам, "винный напиток", - рассказал в интервью Бойко. - Представляете, наш всемирно известный "Мускат белый Красного камня" – это "винный напиток"! Наша гордость - кагор "Южнобережный", мадера "Массандра", херес "Массандра" - это все "винные напитки"! Наш красный портвейн "Ливадия" - любимый портвейн Николая II – стал "винным напитком"!
Это обязывает нас соответствующим образом позиционировать свой продукт: писать "винный напиток" на этикетках, хотя большинство наших вин делаются по классическим, академическим технологиям, так же, как более ста лет назад. Плюс Россия не заинтересована в присутствии на рынке "винных напитков", поэтому акцизный сбор на них выше, чем на вино. Акцизный сбор на продукцию "Массандры" будет примерно в 50 раз выше, чем мы платили на Украине.
Пока ситуация складывается так, словно нас никто не ждет, и в родной стране условия для "Массандры" хуже, чем были раньше. Это для нас трагедия. Трагедия личная, только наша – потому что во всей России только "Массандра" делает вино по принципам классической, академической школы виноделия. Люди, которые делают вино из концентратов за две-три недели, оказались в более выигрышном положении. А наш продукт становится неконкурентоспособным".
Российские виноделы столкнулись с новыми правилами еще в 2012 году. Тогда президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович в письме, которое он направил депутату Госдумы Виктору Звагельскому, предупредил, что отрасль может столкнуться с серьезными проблемами. Причина — очередные изменения в законе, регулирующем производство и оборот алкогольной продукции.
Вместо девяти видов в категории "вино" осталось четыре: вина натуральные, игристые, ликерные и фруктовые, а все остальное — винные напитки. Новая классификация требует получения отдельной лицензии по каждому виду продукции (а не как сейчас — просто на вино). "У всех в памяти, сколько осложнений вызвала процедура перелицензирования, которая прошла в отрасли в 2011 году", — говорит Попович.