Россияне откладывают средства прежде всего на предметы роскоши
Согласно последнему исследованию Nielsen, мирового эксперта в области маркетинговой информации, 69% мировых респондентов считают, что в будущем достигнут своих финансовых целей, однако только 28% из них полагают, что текущих действий для этого достаточно, в то время как по мнению 41%, нужно более тщательно следить за распределением инвестиций.
Каждый третий опрошенный в мире (31%) не уверен, что текущее размещение активов позволит ему достичь финансовых целей.
«Подготовка финансового будущего выходит за рамки удовлетворения только личных нужд. В особенности это справедливо для развитых экономик, где сомнения потребителей относительно способности государства обеспечить и покрыть расходы на пенсию, здоровье и образование возрастают вместе с увеличением числа людей пенсионного возраста», – говорит Оливер Раст, старший вице-президент GlobalFinancialServices, .
Планы на будущие инвестиции значительнее, чем текущее сбережение финансовых средств
Говоря о четырнадцати финансовых целях,упомянутых в исследовании, респонденты в большинстве своем указали, что предпочитают начать сберегать деньги для их достижения в будущем, нежели делать это уже сейчас. Исключением стали сбережения на здоровье (42%сберегают сейчас, а 41%начнет в будущем).
Планы начать сберегать в будущем превалируют среди респондентов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, в Африке и на Ближнем Востоке, особенно это касается целей, связанных с образованием детей, высшим образованием, приобретением недвижимости и предметов роскоши. В Северной Америке и Европе намерения начать сберегать в будущем сравнительно ниже для финансирования высшего образования, основания бизнеса и подготовки к особым событиям в жизни, таким как брак и рождение ребенка.
Активные сбережения на долгосрочные цели, в частности уход на пенсию и инвестирование в будущее детей, приоритетны для одной трети мировых респондентов (35% и 34% соответственно). Северная Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион больше других склонны к сбережениям на пенсию (по 39% в каждом регионе), что превышает глобальные показатели. Менее трети респондентов в Латинской Америке (32%),на Ближнем Востоке и в Африке (30%), а также каждый четвертый респондент в Европе (26%) откладывают средства для ухода на пенсию. В Старом Свете 40% респондентов ответили, что не планируют сберегать средства для ухода на пенсию (для сравнения: общемировой уровень – 22%).
Намерения россиян и украинцев в целом идут в ногу с мировыми трендами: большинство респондентов собираются сберегать средства в будущем на пенсию (42% в России и 49% на Украине), а наибольший процент респондентов – на образование своих детей (53% в России и 56% на Украине). «В России текущие изменения в системе образования и сокращение бюджетного финансирования, в том числе государственных вузов, а также пенсионная реформа и последние преобразования в законодательстве могут подталкивать потребителей к созданию собственных накоплений», – комментирует Мачей Пшибиш, директор отдела потребительских исследований Nielsen, Северо-Восточная Европа. В отличие от глобальных респондентов, украинские потребители планируют откладывать в будущем на открытие собственного бизнеса (41%).
Проблемы, связанные со здоровьем, непредвиденные расходы – ключевые приоритеты для активных сбережений
Исследование Nielsen показывает, что для глобальных респондентов, которые активно сберегают уже сейчас, в приоритете расходы на здоровье и непредвиденные расходы (42% и 41% соответственно). «Вопрос финансирования здравоохранения существенен для потребителей на многих развивающихся рынках, где респонденты не могут полагаться на существующие государственные программы, а в каких-то странах их нет вовсе», – комментирует Оливер Раст.
Большинство респондентов из России (46%) и Украины (49%) относят расходы на здоровье, как и непредвиденные расходы (41% и 47% соответственно), все же к планируемым сбережениям в будущем. При этом, если говорить только об одной статье, на которую респонденты откладывают деньги ежемесячно, то для россиян первое место занимают предметы личной роскоши (машины, отпуск, часы, дорогие сумки –16%), покупка лучшей недвижимости (15%), покупка первой недвижимости (12%). «Для российского потребителя статусные вещи всегда имели вес.Так, россияне традиционно уделяют большее внимание брендам, чем жители Европы, поэтому с развитием покупательской способности данная тенденция стала только набирать обороты», – комментирует Мачей Пшибиш. Для респондентов Украины первое место делят инвестирование в будущее детей и улучшение жилищных условий (по 13%), далее идут сбережения в пользу здоровья и непредвиденных расходов (по 11%).
Об исследовании
Глобальное исследование Nielsen о стратегиях сбережения и инвестирования проводилось с 14 августа по 6 сентября 2013 года. Всего было опрошено более 30 тысяч потребителей из 60 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны с учетом количества пользователей Интернета в конкретной стране. Затем выборка была взвешена для достижения репрезентативности интернет-потребителей; ее максимальная погрешность составляет ±0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в Интернет. Степень его проникновения варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки: минимальная степень проникновения Интернета для включения страны в исследование – 60%, или 10 миллионов интернет-пользователей. Глобальное исследование Nielsen, включающее исследование глобального потребительского доверия (GlobalConsumerConfidenceSurvey), было начато в 2005 году.
# # #