Оптимистичнее Европы
Индекс глобального потребительского доверия упал на три пункта до 91 во втором квартале 2012, показало исследование Nielsen , ведущего мирового эксперта в области маркетинговой информации. Последняя волна исследования показала рост потребительского доверия на 23-х рынках из 56, снижение зафиксировано на 26.
"Индекс потребительского доверия потерял позитивную динамику во втором квартале, под воздействием нарастающего кризиса в Еврозоне и замедлением темпов роста в Китае и Индии негативно повлияли на финансовые рынки и настроение потребителей во многих частях мира. И поскольку мировые рынки снова стали волатильными, потребители предпочитают ограничивать свои расходы и потребление, - говорит доктор Венкатеш Бала, Ведущий экономист The Cambridge Group, подразделения
Пессимистичный настрой мировых потребителей: ухудшение оценки состояния личных финансов и перспектив трудоустройства
Согласно исследованию Nielsen, 47% респондентов в мире расценивают свои перспективы трудоустройства как хорошие или отличные, что на три пункта больше, чем во втором квартале 2011 года. Более половины (53%) глобальных онлайн потребителей оценивают состояние собственных финансов как хорошее или отличное – показатель снизился на 2 процентных пункта по сравнению с 1-ым кварталом 2012 и вырос на 4 пункта по сравнению со 2-ым кварталом 2011 (49%).
Как и в прошлые (периоды), экономика и гарантия занятости остаются ключевыми вопросами, беспокоящими глобальных респондентов. 16% респондентов считают главной проблемой экономику, а 14 процентов – гарантию занятости. Десять процентов волнует баланс между работой и домом.
Согласно исследованию Nielsen, количество глобальных потребителей намеренных тратить свободные деньги сократилось по всем направлениям: 23% респондентов ответили, что планируют потратиться на новые технологии (на 5 п.п. ниже vs 1 кв), 28% на развлечения вне дома (на 4 п.п. меньше vs 1 кв. 2012). Потребителей собирающихся потратить деньги на отпуск и каникулы стало на 3% меньше (33%), а готовых сберегать – 47% (50% в 1-м квартале 2012, 45% во 2-м квартале 2011).
Более двух третей глобальных респондентов (67%) утверждают, что изменили характер своих трат, по сравнению с этим же периодом в прошлом году, чтобы сэкономить. Среди трех наиболее популярных ответов 51% потребителей тратит меньше на новую одежду, 48 процентов сократили свои расходы на развлечения вне дома и 47% потребителей экономят на газе и электричестве.
Российский потребитель нацелен на отдых перед новым бизнес-сезоном
Во втором квартале 2012 индекс потребительского доверия в России вырос на 3 пункта по сравнению с 1-м кварталом 2012 и на 5 пунктов по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
"В целом, россияне настроены оптимистичнее большинства европейских потребителей, что обусловлено улучшением оценки состояния собственных финансов и перспектив трудоустройства. Однако, продовольственная инфляция, высокие расходы на ЖКХ, заставляют российских потребителей сдерживать свои планы по расходованию свободных средств", говорит Екатерина Эдельштейн, Директор отдела по работе с клиентами Nielsen в России.
Количество респондентов позитивно оценивающих свои перспективы трудоустройства выросло с 34% до 38%, а состояние собственных финансов с 40 до 43%. Двадцать девять процентов потребителей в России считают, что сейчас подходящее время делать покупки, однако этот показатель снизился на 2 пункта по сравнению с прошлым кварталом.
В отличие от мировых тенденций дискреционные расходы растут: на новую одежду готово тратить 49% онлайн респондентов в России (+3%), на развлечения вне дома 34% (+3%), а на отпуск будут тратить свободные деньги и 39% (+8%) россиян соответственно. Тридцать один процент потребителей кладет оставшиеся деньги в сбережения (-3%).
"Опыт рецессии 2008 года не прошел даром для российских потребителей: мы стали больше задумываться о будущем, откладывая свободные средства. Но, ни тревожные сообщения с финансовых рынков, ни сложная экономическая ситуация в странах еврозоны не смогут помешать россиянам насладиться летом и отпуском: не случайно самый большой рост расходов во втором квартале отмечен именно по этому показателю", комментирует Эдельштейн.
Здоровье (19%) и гарантия занятости (13%) неизменно остаются основными источниками беспокойства для россиян. Как и в мире, третьей по значимости проблемой является баланс между работой и домом (10%). Более половины опрошенных российских потребителей (59%) адаптируют свои расходы, чтобы сэкономить на хозяйственных тратах (на 2% больше, чем в прошлом квартале).
Региональный обзор
Потребительское доверие в Азиатско-Тихоокеанском регионе снизилось на 3 пункта до 100, в Северной Америке индекс сократился на 4 пункта и достиг отметки 88, а в Латинской Америке снижение составило 2 пункта до 96. На Ближнем Востоке и в Европе индекс потребительского доверия вырос на 1 пункт и составил 98 и 73 пункта соответственно.
Во втором квартале наибольшее увеличение показал индекс во Франции (+11), Бельгии (+9), Финляндии (+7), Швейцарии (+7), Австрии (+6), Египте (+6), Греции (+6), Польше (+5), Малайзии (+4) и Швеции (+4).
Примечательно, что во втором квартале наиболее оптимистичным рынком стала Индонезия – 120 пунктов, обогнав Индию (119), которая была самым оптимистичным рынком на протяжение 9 кварталов подряд.
Максимальное снижение показал индекс в Тайване (-12), Аргентине (-5), Австралии (-5), Китае (-5), Нидерландах (-5), США (-5), Бразилииl (-4), Индии (-4), Италии (-4), Норвегии (-4) и Саудовской Аравии (-4).