"Славянка" не отстояла в суде свою "Алину"
Сегодня Арбитражный суд Москвы отказал ЗАО "Кондитерская фабрика "Славянка" в удовлетворении иска к Роспатенту о признании недействительным решения ведомства в отношении бренда шоколада "Аленка" от 30 июля 2011 года, сообщили журналистам в суде. Шоколад "Аленка" выпускается с 1966 года, объем продаж за 2010 год составил 4 млрд рублей, показатель продолжает расти.
Суд ранее по ходатайству Роспатента привлек к участию в деле в качестве третьего лица ОАО "Московская кондитерская фабрика "Красный октябрь", на которое зарегистрирован товарный знак "Аленка". "Славянка" просит признать недействительным решение Роспатента, удовлетворившего возражения ОАО "Красный Октябрь" против предоставления правовой охраны товарному знаку "Алина" по свидетельству N432596.
Данный товарный знак зарегистрирован 21 марта 2011 года на ЗАО "Кондитерская фабрика "Славянка" в отношении товаров 30-го класса МКТУ.
Палата отмечает, что оспариваемый товарный знак представляет собой комбинированное обозначение в виде прямоугольной этикетки, включающей словесный элемент "Алина", выполненный прописным шрифтом буквами русского алфавита, и изображение девочки с голубыми глазами, пухлыми губами и щечками с косой в русском костюме с кокошником на золотисто-коричневом узорчатом фоне. Словесный элемент "Алина" расположен на желтом фоне под изображением девочки, сообщает .
Противопоставленный знак "Аленка" представляет собой комбинированное обозначение в виде этикетки, включающей: изображение девочки с большими глазами, пухлыми губами и щечками в головном уборе в виде платка на сером прямоугольнике, словесный элемент "Аленка", расположенный под изображением девочки, и два словесных элемента "ALIONKA", расположенных с двух сторон изображения.
Еще один противопоставленный общеизвестный товарный знак по свидетельству N80 представляет собой комбинированное обозначение в виде этикетки, включающей изображение девочки с большими голубыми глазами, пухлыми губами и щечками в головном уборе в виде платка на золотисто-коричневом фоне в виде прямоугольника и словесный элемент "Аленка", расположенный под изображением девочки на желтом фоне.
Возражение мотивировано тем, что знак "Алина" сходен до степени смешения с другими по свидетельствам N184515 и N80, принадлежащими ОАО "Красный Октябрь", которые имеют более раннюю дату приоритета в отношении однородных товаров 30-го класса МКТУ. Эти знаки длительное время интенсивно используют ОАО "Красный Октябрь" и его лицензиаты и, следовательно, существует высокая вероятность их смешения на рынке, поскольку потребитель будет вводиться в заблуждение относительно производителя товаров.
По мнению "Славянки", имена Елена (уменьшительное - Аленка) и Алина являются разными. Выполнение названия на кондитерских изделиях золотым прописным шрифтом - настолько частый прием, что обосновывать сходство товарных знаков этим доводом неубедительно.
Поскольку на каждой упаковке товара с оспариваемым товарным знаком приведена полная информация о производителе, то выводы лица, подавшего возражение о возможности введения потребителей в заблуждение относительно изготовителя товаров, являются несостоятельными, считает "Славянка".
В связи с этим "Славянка" просила сохранить правовую охрану товарного "Алина". Шоколад "Аленка" выпускается с 1966 года, объем продаж за 2010 год составил 4 млрд рублей, показатель продолжает расти. Вероятность смешения анализируемых товарных знаков подтверждается опросом ВЦИОМ, согласно которому более половины потребителей считают, что упаковки шоколадок "Аленка" и "Алина" схожи, 43-50% (в зависимости от региона России) предположили, что упаковка шоколада "Алина" - более современная версия "Аленки".
Итоги приватизации
Против пересмотра итогов приватизации известных брендов кондитерских изделий, которые появились еще в СССР, в августе выступила Ассоциация предприятий кондитерской промышленности РФ (Асконд). Асконд заявил о недопустимости и отсутствии каких-либо правовых оснований для пересмотра итогов приватизации средств индивидуализации товаров - кондитерских изделий.
Так Ассоциация отреагировала на прозвучавшие ранее заявления некоторых региональных кондитеров, настаивающих на пересмотре итогов приватизации и последующей национализации советских брендов. Ассоциация кондитеров ссылается на действующее законодательство в области интеллектуальной собственности и призывает участников рынка соблюдать его. Для пересмотра регистрации известных товарных знаков кондитерских изделий отсутствуют "убедительные аргументы и правовые основания", считают эксперты Асконд.
Кроме того, в ассоциации подчеркивают опасность недобросовестной предпринимательской деятельности, связанной с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности. В Асконд входят ведущие российские производители кондитерских изделий - холдинг "Объединенные кондитеры" ("Красный Октябрь", "Рот Фронт", "Бабаевский"), кондитерское объединение "СладКо", "Россия", ООО "Крафт Фудс Рус", ООО "Марс", ЗАО "Дирол Кэдбери" и другие.
Ряд региональных предприятий, также входящих в ассоциацию, считают, что Асконд не защищает их интересы. Так, председатель совета директоров кондитерской фабрики "Славянка" (Белгородская область) Сергей Гусев недавно говорил о необходимости создать новый союз.
Иски со стороны "Объединенных кондитеров" не дают нормально развиваться региональным предприятиям, жаловались руководители этих компаний. Так, в июне суд запретил "Славянке" выпускать шоколад "Алина", этикетка которого похожа на этикетку "Аленки", которую производит "ОАО "Красный Октябрь" (входит в "Объединенные кондитеры").