РАР сократило число операторов рынка на 22%
Число операторов алкогольного рынка сократилось на 22% с 2630 до 2041, следует из материалов закрытой коллегии Росалкогольрегулирования (РАР), в которых подводятся итоги массового перелицензирования участников рынка в прошлом году. Алкогольных лицензий стало меньше ровно на четверть (их количество снизилось с 3037 до 2264).
Значительно большие потери понесли производители: количество спиртзаводов и ЛВЗ за 2011 год уменьшилось на 32%, до 341 предприятия. Оптовики пострадали меньше других: их число сократилось на 19%, до 1690 организаций, пишет со ссылкой на материалы коллегии.
РАР также был рассмотрен вопрос об объемах нелегальной продукции на рынке. Согласно данным Росстата, в 2011 году объем розничных продаж водки (135,9 млн дал) на 36,5% превысил объем легального производства (86,3 млн дал). Однако в Росалкоголе считают, что данные Росстата некорректны. Согласно представленным в РАР декларациям о производстве, российские ЛВЗ совокупно за год произвели 104,5 млн дал водки. Таким образом, доля контрафакта в рознице в 2011 году составила 23%. Разницу в данных в РАР объясняют занижением показателей объемов производства для Росстата со стороны недобросовестных компаний.
Между тем более оптимистичные данные Росалкоголя по теневому рынку могут говорить о желании регулятора подчеркнуть позитивные результаты своей работы. В начале года Виктор Звагельский заявил, что, если до конца года количество алкогольного контрафакта не сократится до 25%, государство поставит вопрос об эффективности работы РАР и задумается о возможности перехода от госрегулирования к госмонополии.
По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА, от сокращения числа компаний на рынке выиграли крупные производители водки, сумевшие нарастить свою долю рынка за счет ухода мелких. "Никто не сомневался, что данная реформа производится в пользу крупных производителей, — утверждает Дробиз. — И данные Росстата за 2011 год тому подтверждение".
Действительно, согласно статистике крупнейшим водочным компаниям (за исключением "Русского алкоголя" и "Русского стандарта") удалось увеличить производственные показатели на фоне общего падения рынка. Самый впечатляющий результат продемонстрировали "Синергия", выпустившая водки в 2011 году на 21,2% больше, чем годом ранее, и Алкогольная сибирская группа, прибавившая 7,3% при общем падении рынка на 9,5%.
Падение производства
По данным "Коммерсанта", производство практически всех основных видов алкоголя, таких, как водка, коньяк и столовое вино, в прошлом году упало в среднем на 10%. Рынок покинул ряд мелких игроков, а из-за проблем с получением лицензий многие компании были вынуждены останавливать производство. В 2011 году в России было произведено 86,3 млн дал водки, что на 9,5% меньше, чем годом ранее.
Расстановка сил не изменилась: лидер по-прежнему польская CEDC, чьи заводы выпустили 13,7 млн дал, второе место у "Синергии" — 12,8 млн дал, далее идут московский завод "Кристалл" — 9,1 млн дал, "Омсквинпром" (Алкогольная сибирская группа) — 6 млн дал, замыкает пятерку "Татспиртпром" — 4,2 млн дал. В сегменте ликероводочных изделий (ЛВИ, настойки, бальзамы и пр.) Росстат также фиксирует снижение: на 9,1% упало производство напитков до 25 градусов (3,1 млн дал), на 39,5% — крепче 25 градусов (4,5 млн дал).
Среди вин в прошлом году лучше всего дела обстояли у шампанского, производство которого упало лишь на 1,5% — до 22 млн дал. В то же время производство в сегменте столовых вин снизилось на 10,3% — до 40,4 млн дал. Тем самым оно практически вернулось на уровень 2009 года. Президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович главной причиной сокращения выпуска вина считает то, что в прошлом году многие компании не смогли вовремя получить лицензии в Росалкогольрегулировании (в 2011 году у большинства производителей и дистрибуторов истекали 5-летние лицензии на операции с алкоголем).