Ставка на концепцию
19.02.2017Петер ван Штольк построил брэнд, претендующий на победу, на приверженности концепции общего владения - приглашения своих клиентов формировать личность и поведение продукта его компании. Рид Хастингс, основатель, президент и CEO Netflix, пионера в области кинопроката через Интернет, делает ещё более высокую ставку на приверженность концепции взаимодействия клиентов. Назовем это совместно используемыми умами. В эру бесконечно огромного выбора и неограниченной рекламы компании выигрывают в том случае, если делают своих клиентов умнее. А самый эффективный способ сделать потребителей умнее - помогать им просвещать друг друга. Самый мудрый способ выделиться в их глазах - пробудить их коллективный разум.
Это ещё одно жизненно важное понятие для будущего маркетинга - и для будущего Netflix. С одной стороны, Netflix - это хит, подобный удару молнии. Всего за несколько лет неизвестный стартап из Силиконовой долины стал мастером логистики, постоянным объектом культурного ландшафта и настоящим брэндом страсти. В сентябре 1999 года Netflix запустила для членов клуба, помесячно оплачивающих взносы, службу доставки DVD почтой. Ко времени своего выхода на открытый рынок акций в мае 2002 года у неё было боо тысяч постоянных клиентов и $76 млн дохода. В конце 2005-го у неё было уже 3,5 миллиона платных клиентов, почти $700 млн. дохода и общая акционерная рыночная стоимость примерно в $1,4 млрд. Предпочитаете электронные сигареты? Не забудьте купить атомайзер.
С другой стороны, перспективы Netflix походили на фильм ужасов. Мог Рид Хастингс выбрать более ненадёжную отрасль для того, чтобы открыть фирму? Многие годы компания терялась на фоне Wal-Mart и её бизнеса по прокату DVD. Amazon, вполне вероятно, тоже рано или поздно вступит в игру. А близкий конкурент компании - Blockbuster - громадная сеть из 9 тысяч магазинов, почти 50 тысяч сотрудников, $6 млрд доходов, со стратегией, которая заключается в копировании (по крайней мере, поверхностно) всех новинок Netflix, что приходятся по душе клиентам. Неудивительно, что столько аналитиков с Уолл-стрит аплодируют тому, что создала компания, и прячут глаза при виде её акций.